О поведении благочестивой жены.
Сатьябхама спросила:
— «Драупади, я знаю, что ты способна управлять своими мужьями, могущественными и прекрасными, словно боги. Как тебе удаётся добиться того, что они так покорны и никогда не хотят расстраивать тебя? Является ли причиной тому следование обетам, совершение аскезы, чтение заклинаний или принятие каких-то снадобий? Или все дело в каких-то особых знаниях и обрядах, в использовании косметики или же просто в том, что ты молодо выглядишь? Пожалуйста, открой мне этот секрет, ибо я хочу, чтобы Кришна тоже всегда и во всем повиновался мне».
— «Сатьябхама» — ответила Драупади — «ты говоришь о том, чем занимаются порочные женщины. Не пристало тебе, наделенной разумом, думать, что я стала бы пользоваться подобными средствами. Если муж узнает, что его жена использует заклинания или снадобья, он будет опасаться ее, словно змеи, притаившейся в его спальне. Если мужчина испытывает страх, может ли он быть умиротворенным? А не чувствуя умиротворения, как он может быть счастлив? Никакая жена не сможет сделать мужа покорным, читая заклинания. Известно, что враги могут использовать различные предметы, для того чтобы заразить кого-то страшной болезнью или отравить, в результате чего принявший их дар вскоре умирает. Иногда женщины становятся причиной того, что их мужья заболевают водянкой, проказой, слепотой, глухотой или бессилием. Это — путь греха, ибо жена ни в коем случае не должна причинять ни малейшего вреда своему мужу. Вечная добродетель женщины — в заботе о муже. Муж для нее — это бог, господин и покровитель; воистину, нет у нее иного прибежища. Зачем же ей причинять вред своему мужу, пусть даже незначительный? Сплю ли я, ем ли или наряжаюсь, я никогда не делаю ничего вопреки воле моих мужей; они постоянно руководят мной. И я никогда не отзываюсь плохо о своей свекрови».
Некоторое время Драупади молчала, и Сатьябхама спросила ее: — «Это все?»
— «Нет, есть и другие вещи; например, то, как я поступаю по отношению к моим возвышенным мужьям. Отринув свое самолюбие, обуздав вожделение и гнев, я постоянно с преданностью прислуживаю им и другим их женам. Я обуздываю ревность и с любовью в душе служу своим мужьям, не испытывая от этого чувства унижения. Я всегда опасаюсь сказать в их присутствии что-нибудь безнравственное или не соответствующее истине, посмотреть, сесть или пройтись неподобающим образом. Мои мужья - могущественные воины, наделенные громадной силой и доблестью, они сияют, словно солнце, и привлекательны, как луна; они способны уничтожить своих врагов, просто взглянув на них. Сердце моё, не расположено ни к каким другим мужчинам, сколь бы красивы, богаты или молоды они ни были, даже если это небожители или гандхарвы.
Я никогда не совершаю омовения, не ем и не ложусь спать, до того как это сделают мои мужья и наши слуги. Всякий раз, когда мужья возвращаются из города или из лесу. Я тотчас же встаю и приветствую их, предлагая воду и место, чтобы сесть. Я всегда содержу дом и вещи в чистоте и порядке. Продукты я храню очень тщательно, а пищу всегда подаю вовремя. Я никогда не проявляю гнев и не надоедаю им, подобно греховным женщинам. Я никогда не смеюсь, разве что в ответ на какую-либо шутку, а также не стою подолгу в дверях. Я никогда не трачу много времени на отправление естественных надобностей, стараюсь не смеяться громко, не гулять подолгу в саду и не поддаваться страсти. Я также стараюсь воздерживаться от всего того, что может быть неприятно моим мужьям.
Постоянно занимаясь служением мужьям, я никогда не желаю разлучаться с ними. Когда они покидают дом, чтобы навестить кого-то из родственников, я не украшаю себя цветами и ароматическими пастами, а также налагаю на себя аскезу. Я не ем те блюда, которые не любят мои мужья, и не наслаждаюсь тем, что не нравится им. Я всегда желаю им блага, ношу украшения и следую их наставлениям. День и ночь я стараюсь, избегая какой бы то ни было праздности, исполнять все те обязанности, о которых мне рассказала свекровь, а именно: забочусь о родственниках, занимаюсь благотворительностью, поклоняюсь богам, ухаживаю за больными, готовлю пищу для предков и почетных гостей в особые дни, а также служу тем, кто заслуживает нашей заботы. Со смирением, соблюдая все предписания, я прислуживаю своим праведным, скромным и правдивым мужьям, словно они - ядовитые змеи, которых легко разозлить. Дорогая Сатьябхама, как результат моей воодушевленности, усердия и смирения, мужья теперь во всем покорны мне. Каждый день я лично прислуживаю их почитаемой и правдивой матери, царице Кунти, поднося ей пищу, питье и одежду. Я никогда не пытаюсь отдать предпочтение себе в отношении одежды и пищи и никогда не критикую ее, ибо она терпелива, как сама земля.
В прошлом во дворце Юдхиштхиры каждый день обедали восемь тысяч брахманов, которые ели с золотых тарелок. Кроме того, Юдхиштхира обеспечил каждого из восьмидесяти тысяч семейных брахманов тридцатью служанками. Вдобавок к этому, десяти тысячам санньяси приносили на золотых подносах чистую пищу. Я занималась тем, что подносила пищу, напитки и одежду тем брахманам, которые декламировали Веды. У Юдхиштхиры было сто тысяч прекрасно одетых служанок, украшенных золотыми браслетами и ожерельями, дорогими гирляндами, сандаловой пастой и бриллиантами, и все они умели красиво петь и танцевать. Сатьябхама, я знала имена каждой из этих девушек, а также все то, что они сделали, что должны были сделать и чего не сделали.
Кроме того, у Юдхиштхиры было сто тысяч служанок, которые угощали гостей. Когда Юдхиштхира жил в Индрапрастхе, его всегда сопровождали сто тысяч лошадей и сто тысяч слонов, - таковы были его богатства, когда он был правителем всей земли. Однако именно я определяла количество этих лошадей и слонов, различные правила, относящиеся к этим шествиям, а также выслушивала все связанные с ними жалобы. Да, я знала обо всем, что каждый сделал и чего он не сделал, будь это служанки во дворце, другие всевозможные слуги или даже пастухи царского стада. Только я знала, каковы доходы и расходы царя, а также все его состояние. К тому же, мужья поручили мне кормить всех тех, кто рассчитывал на их покровительство.
День и ночь, жертвуя своими удобствами, я несла это тяжелое бремя, которое не способен нести злонамеренный человек, и при этом оставалась преданной своим мужьям. Пока мои супруги утверждали в государстве праведность, я в одиночку следила за казной, которая всегда была полна, словно корабль Варуны. Я служила мужьям день и ночь, терпеливо снося голод и жажду; таким образом, для меня перестала существовать разница между днем и ночью. Я просыпалась первой, а ложилась последней.
Все, что я тебе только что перечислила, и является теми чарами, благодаря которым мои мужья так послушны мне. Я никогда не прибегала к хитростям порочных женщин; у меня никогда даже не возникало такого желания».
(Махабхарата, Араньякапарва)